Профессиональная Юридическая Группа

Истина для всех открыта
Subscribe

Ценообразование при заключении договоров

Март 05, 2011 By: Профессиональная Юридическая Группа Category: Консультации по отдельным видам деятельности

1. Анализ законодательства Украины в области ценообразования

Основным законодательным актом в области ценообразования в Украине является Закон Украины “О ценах и ценообразовании” от 03.12.1990г.  В соответствии со статьей 2 данного Закона, его действие распространяется на все предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, подчиненности и методов организации труда и производства.

Статья 4 вышеуказанного Закона предусматривает, что Кабинетом Министров Украины определяется перечень продукции, товаров и услуг, государственные фиксированные регулируемыее цены и тарифы на которые утверждаются соответствующими органами государственного управления, кроме сферы телекоммуникаций.

В соответствии со статьей 6, в народном хозяйстве применяются свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, имеющие существенное влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке.

Государственный контроль за ценами осуществляется при установлении и применении государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов (часть 1 статьи 13 Закона Украины “О ценах и ценообразовании”). При этом контролируется правомерность их применения и соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции. Субъекты хозяйственной деятельности должны в установленном порядке предоставлять необходимую информацию для осуществления контроля за правильностью установления и применения цен. Вся необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен подлежит извлечению в доход соответствующего бюджета зависимо от подчиненности предприятия, организации. Кроме того, в небюджетные фонды местных Советов взыскивается штраф в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки. Указанные суммы списываются со счетов предприятий и организаций в банковских учреждениях по решению суда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что соответствующий государственный орган (Государственная комиссия по контролю за ценами при Кабинете Министров Украины и ее органы на местах) вправе применять санкции за нарушение дисциплины цен лишь в случае отнесения соответствующих товаров, продукции или услуг к перечню таких, на которые устанавливаются государственные фиксированные регулируемые цены и тарифы в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины. По состоянию на текущую дату моторные масла отсутствуют в перечнях товаров, которые согласно постановлениям Кабинета Министров Украины, подпадают под государственное регулирование цен и тарифов. В связи с этим, предприятия, занимающиеся реализацией моторных масел, устанавливают свободные цены на свою продукцию (товары).

Законодательство в области ценообразования также не предусматривает запретов относительно установления в дистрибьюторских договорах обязанности дистрибьютора при дальнейшей реализации товаров предусматривать минимальный порог цен или обязательную регламентированную цену для реализации товаров конечным потребителям.

2. Анализ законодательства Украины в области заключения договоров

Отношения при заключении договоров между хозяйствующими субъектами регламентируются Хозяйственным кодексом Украины (далее – ХК Украины) и Гражданским кодексом Украины (далее – ГК Украины).

В соответствии с частью 4 статьи 179 ХК Украины, при заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основе свободного волеизъявления, когда стороны вправе согласовывать на свое усмотрение любые условия договора, не противоречащие законодательству. Статья 180 ХК Украины предусматривает, что цена в хозяйственном договоре определяется в порядке, установленном данным кодексом, другими законами, актами Кабинета Министров Украины. В случае признания согласованной сторонами в договоре цены противоречащей антимонопольно-конкурентному законодательству, антимонопольный орган имеет право требовать от сторон изменения условий договора относительно цены.

Статья 190 ХК Украины, дублируя статью 6 Закона Украины “О ценах и ценообразовании”, устанавливает, что свободные цены определяются на все виды продукции (работ, услуг), за исключением тех, на которые установлены государственные цены. Свободные цены определяются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон.

Согласно статье 3 ГК Украины, одними из основоположных принципов гражданского законодательства являются “свобода договора” и “свобода предпринимательской деятельности, не запрещенной законом”. В соответствии со статьей 627 ГК Украины (“Свобода договора”), стороны являются свободными в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований данного Кодекса, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости. Содержание договора составляют условия (пункты), определенные на рассмотрение сторон и согласованные ими, и условия, являющиеся обязательными в соответствии с актами гражданского законодательства (статья 628 ГК Украины).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Конституции Украины, правовой порядок в Украине базируется на началах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Поскольку в действующем гражданском и хозяйственном законодательстве Украины не содержится запретов относительно установления в дистрибьюторских договорах обязанности дистрибьютора при дальнейшей реализации товаров предусматривать минимальный порог цен или обязательную регламентированную цену для реализации товаров конечным потребителям, - закрепление подобных положений в договорах с точки зрения гражданского и хозяйственного законодательства является правомерным.

3. Анализ антимонопольного законодательства Украины

Основным законодательным актом в области защиты экономической конкуренции в Украине является Закон Украины “О защите экономической конкуренции” от 11.01.2001г. Статья 5 вышеизложенного Закона определяет понятие согласованных действий, под которыми подразумевает заключение субъектами хозяйственной деятельности сделок в любой форме, принятие объединениями решений в какой-либо форме, а также любое другое согласованное поведение (деятельность, бездеятельность) субъектов хозяйствования. Лица, осуществляющие либо имеющие намерение осуществлять согласованные действия, являются участниками согласованных действий.

3.1. Антиконкурентные согласованные действия

Антиконкурентные согласованные действия, в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона, - это согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции. Антиконкурентными согласованными действиями, в частности, признаются согласованные действия, которые касаются установления цен или иных условий приобретения или реализации товаров (пункт 1 части 2 статьи 6 Закона).

Согласно части 3 статьи 6 Закона, антиконкурентными согласованными действиями считается также осуществление субъектами хозяйствования похожих действий (бездеятельности), на рынке товара, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции в случае, если анализ ситуации на рынке товара опровергает наличие объективных причин для осуществления таких действий (бездеятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона (“Согласованные действия относительно поставки и использования товаров”), положения статьи 6 данного Закона (изложены выше) не применяются по отношению к согласованным действиям относительно поставки или использования товаров, если участник согласованных действий по отношению к другому участнику согласованных действий устанавливает ограничения на формирование цен или других условий договора о продаже поставленного товара другим субъектам хозяйствования или потребителям. В то же время, следует также отметить, что часть 2 этой же статьи Закона устанавливает ограничение на применение части 1 статьи 8 в случаях, если согласованные действия:

-                             приводят к существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части, в том числе к монополизации соответствующих рынков;

-                             ограничивают доступ на рынок других субъектов хозяйствования;

-                             приводят к экономически необоснованному повышению цен или дефициту товаров.

Таким образом, при наличии хотя бы одного из трех вышеуказанных критериев, предприятие не освобождается от ответственности за антиконкурентные согласованные действия, даже в случае наличия оснований для такого освобождения, предусмотренных частью 1 статьи 8 Закона.

Наличие или отсутствие таких критериев относится к компетенции антимонопольных органов Украины. Причем, исходя из судебной практики, судебные инстанции при рассмотрении споров о нарушении антиконкурентного законодательства и применении санкций не принимают на себя функцию по исследованю рынков, проверке и установлению самих фактов тех или иных действий предприятий, послуживших основанием для применения санкций, ссылаясь на исключительную компетенцию антимонопольных органов в данной сфере; судами проверяются лишь правильность применения санкций, достаточность установленных антимонопольными органами фактов для привлечения к ответственности и т.п.

Так, например, в частности, в соответствии с пунктом 8 Обзорного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 24.10.2006г. №01-8/2361 “О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с применением конкуренционного законодательства”, хозяйственный суд при решении спора не должен осуществлять исследование рынков товаров, в том числе товарные и территориальные границы рынка, вопросы формирования цен на рынках товаров и т.п., определять собственными силами монопольное (доминирующее) положение субъектов хозяйствования на рынке, поскольку соответствующие функции осуществляются исключительно органами Антимонопольного комитета Украины.

3.2. Монопольное положение на рынке

В соответствии со статьей 12 Закона, субъект хозяйствования считается занимающим монопольное положение на рынке, если:

-          на данном рынке у него нет ни одного конкурента;

-          он не ощущает значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.

Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35%, если он не докажет, что ощущает значительную конкуренцию. Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35% или меньше, но он не ощущает значительной конкуренции, в частности, вследствие относительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам.

Монопльным (доминирующим) также считается положение каждого из нескольких субъектов хозяйствования, если по отношению к ним выполняются такие условия:

-          совокупная доля не менее трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли рынка, превышает 50%;

-          совокупная доля не менее пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли рынка, превышает 70%.

Таким образом, в случае отсутствия в деятельности предприятия всех вышеизложенных критериев, оно не может быть признано занимающим монопольное (доминирующее) положение на рынке.

При заключении сделок с контрагентами субъекту хозяйствования следует также помнить следующие нормы законодательства Украины в сфере защиты экономической конкуренции:

-          субъектам хозяйствования запрещается склонять других субъектов хозяйствования к нарушениям законодательства об экономической конкуренции или способствовать таким нарушениям;

-          субъектам хозяйствования запрещается принуждать других субъектов хозяйствования к антиконкурентным согласованным действиям;

-          субъектам хозяйствования, имеющим намного большее рыночное влияние по сравнению с малыми или средними предприятиями, являющимися их конкурентами, запрещается создание преград в хозяйственной деятельности малым или средним предприятиям.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что действующее хозяйственное, гражданское законодательство, а также законодательство Украины в области ценообразования не содержат прямых запретов или преград для установления в дистрибьюторских договорах обязанности дистрибьютора при дальнейшей реализации товаров предусматривать минимальный порог цен или обязательную регламентированную цену для реализации товаров конечным потребителям. В то же время, антимонопольное законодательство Украины, в целом разрешая субъектам хозяйствования осуществлять подобные действия, ограничивает их рядом критериев, установление наличия которых отнесено к субъективной компетенции органов Антимонопольного комитета Украины.

Авторские права на данную статью принадлежат

Юридической компании «Профессиональная Юридическая Группа»

Просим обращать внимание на даты публикации: статьи актуальны только на дату размещения и не корректируются с изменением законодательства.

За дополнительной информацией обращайтесь, пожалуйста, по следующим контактным реквизитам ЮК «Профессиональная Юридическая Группа»:

Тел.: +38 (044) 592-20-95

E-mail: office@pl-group.com.ua

Web-сайт: www.pl-group.com.ua

 


 

View Professional Legal Group's profile on LinkedIn

 

Проф Юр Группа в TwitterПроф Юр Группа в Live JournalПроф Юр Группа в ОдноклассникахПроф Юр Группа ВКонтакте